Каратэ

90

мин.

Сложность: Невыносимо
Размер группы
20
Тренера:

КАРАТЭ

Путь, по которому многие идут всю жизнь, закаляя свое тело, укрепляя дух, открывая в себе все новые и новые способности и раздвигая границы своих возможностей.

Занимаясь каратэ, люди учатся не только и не столько технике нанесения ударов и постановки блоков, тактике и стратегии поединка, умению разбивать предметы, сколько образу жизни, пытаясь увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность во всем, что есть в Мире, и стремясь достичь гармонии с Природой.

Это стремление частично исходит из самой природы человека, частично из традиций школ и стилей, основанных выдающимися мастерами каратэ.

 

 

…Предназначение каратэ — не причинять людям

боль и калечить их, а помогать обществу.

 

Прежде всего каратэ — это один из видов боевых искусств, особая разновидность фехтования с использованием различных частей тела для защиты и нападения, но в первую очередь для защиты.  Исторически каратэ зародилось именно как боевое искусство, включающее в себя такие относящиеся к войне и военному делу области человеческой деятельности, как рукопашный бой без оружия и с оружием, стрельба и метание различных снарядов, вольтижировка, а также принципы общевойскового боя, элементы армейской тактики и т.п. Соответствующий военному делу психофизический тренинг считался необходимой составной частью любого стиля каратэ.

Боевые искусства — это не театр, не развлечение. Жизнь или смерть — вот что решается ими. Секрет боевых искусств состоит еще и в том, что здесь нет ни побед, ни поражений. Не надо ни побеждать, ни проигрывать. Это не спорт. В боевых искусствах люди учатся не столько борьбе, сколько образу жизни.

Вместе с тем каратэ как один из видов боевого искусства в современном мире выступает в глазах миллионов людей прежде всего как спорт. Однако и по сути, и по содержанию боевое искусство и спортивное единоборство — вещи совершенно разные. В боевом искусстве целью является уничтожение противника, и для этого используются все силы и средства (в бою с врагом все средства хороши), а в спорте — демонстрация перед судьями и зрителями своего технико-тактического мастерства, и для достижения победы над противником используются только те приемы и способы, которые дозволены правилами соревнований. Соответственно различается и психологический настрой: в боевых искусствах — уничтожить противника (иккэн-хиссацу — «одним ударом — наповал»), в спортивных единоборствах — продемонстрировать все свои лучшие спортивные качества (силу, ловкость, быстроту, гибкость, выносливость и т. п.).

В боевых искусствах отрабатывалось умение бесстрастно поражать одного или нескольких противников с использованием всевозможных приемов и подручных средств. В спортивных же единоборствах запрещена техника с чрезмерным контактом и опасные броски, которые по своей природе лишают соперника возможности произвести самостраховку при падении.

Боевые искусства — это образ жизни людей, готовящихся к войне. Помните выражение: «Хочешь мира, готовься к войне»? Так и здесь: не готовятся нападать, но в случае нападения ответ будет коротким и жестоким.

Спортивные единоборства — это прежде всего средство для самосовершенствования личности, путь физического и духовного (в том числе и умственного) развития человека.Каратэ как спортивное единоборство существует в трех основных формах: ката (формальные упражнения), кумитэ (свободный поединок) и тамэшивари (разбивание предметов).Ката представляют собой совокупность стоек, боевых приемов и передвижений, связанных между собой логической последовательностью и выполняемых в различном темпе и с различной степенью напряжения. В ката поединок носит имитационный, воображаемый характер. Ката можно сравнить с боем с тенью, отрабатываемым боксерами на тренировках, т. е. с боем с воображаемым противником (противниками).

В отличие от ката кумитэ предполагает поединок (спарринг) с реальным противником. При этом существуют несколько видов кумитэ: ситтэй иппон кумитэ (строго определенная на одну атаку и одну контратаку последовательность действий); кихон иппон кумитэ (спарринг до проведения одной заданной атаки или одной заданной контратаки); дзию иппон кумитэ (спарринг до проведения одной произвольной атаки или одной произвольной контратаки); дзию кумитэ (свободный спарринг). В свою очередь, кумитэ может быть бесконтактным, полуконтактным и полностью контактным, соответственно этому существуют и определенные правила судейства поединков.

Тамэшивари — разбивание предметов. Это испытание не только физической, но и духовной силы. Оно позволяет познать самого себя, помогает развить силу духовной концентрации. Кроме того, тамэшивари учит ряду важных элементов техники. Оно способно ясно показать ошибки в выборе формы, дистанции, точки контакта с целью. Предмет, который вы собираетесь разбить, находится перед вами неподвижно. Нужно лишь принять удобную позу и ударить. Однако, даже применяя приемы, которые удавались в прошлом, нельзя быть вполне уверенным, что вам удастся выполнить упражнение, так как любой пустяк может привести к неудаче. Самое важное здесь — уметь настроить себя, сконцентрировать свою энергию, уверовать в свою силу. Поэтому, хотя тамэшивари и является разрушительным актом, направленным против природы, оно оправдывается созидательной целью — закалкой тела и духа.

Наряду со спортивным единоборством каратэ в настоящее время является самой распространенной техникой самообороны. Каратэ в целях самозащиты дает огромные возможности. Все ваше тело превращается в оружие.Каратэ как самооборона отличается многообразием противодействия противнику: вне зависимости от того, какой прием использует противник, у него всегда найдется свободная, незащищенная часть тела, что позволит провести контрприем и отразить атаку. Даже если верхняя часть тела скована, то в резерве для атаки остаются голова, колени, стопы и др.

Использующим каратэ как средство самообороны следует усвоить следующее:

1) важна высокая степень решимости. Как только неблагожелательное намерение противника стало очевидным, следует незамедлительно оказать противодействие. Это очень часто приносит либо физическую, либо психологическую победу, вызывающую у противника состояние беспомощности или потерю самообладания;

2) при защите от ударов ножом, палкой и т.п. оружием никогда нельзя терять самообладания, так как тот, кто извлекает нож, палку, всегда труслив: уже сам факт использования оружия указывает на то, что противник потерял самоконтроль. Это является преимуществом, которое необходимо использовать в полной мере, с тем чтобы, воспользовавшись временной задержкой противника, уклонившись от его удара или поставив блок, действовать быстро и решительно для проведения своей атаки;

3) не стоит строить иллюзий по поводу защиты приемами каратэ от противника, вооруженного пистолетом. На удалении никакая атака не представляется возможной: полет пули намного быстрее и стремительнее удара рукой или ногой. Единственно правильное решение заключается в том, чтобы попытаться приблизиться к противнику, вооруженному пистолетом, отвлечь его внимание и притупить бдительность. И только после того, как противник, которому благодаря оружию присущ комплекс превосходства, совершит неосторожное, опрометчивое действие или же вам представится благоприятный случай, следует, уйдя с линии прицеливания, провести атаку рукой или ногой до полного вывода противника из строя или же его обезоруживания.

    «Каратэ» — это японский термин, состоящий из двух слов: «кара» (пустой) и «тэ» (рука), образующих словосочетание «пустая рука» — имеется в виду техника рукопашного боя голыми (т.е. «пустыми») руками, а также ногами и всеми другими частями тела, включая захваты, вывихи, броски, удушения, толчки, подножки, подсечки.Вместе с тем есть еще одна интерпретация слова «каратэ» — «рука, свободная от злых намерений». С одной стороны, каратэ воспитывает уважение и любовь к ближнему, с другой — учит быть справедливым и спокойным, подавлять в себе ненависть и гнев. Кредо каратэ — «Никогда не нападай первым». Это кодекс чести, запрещающий использование каратэ, за исключением ситуации вынужденной защиты себя или других людей.

Таким образом, каратэ — это метод самозащиты с использованием всех частей тела. Приверженцы каратэ стремятся укрепить, сделать твердыми различные части тела: кулаки, кисти рук, стопы, колени, локти и др., которые должны представлять для противника грозное оружие. Все это сопровождается отработкой техники защиты, перемещений и нанесения ударов, за счет чего приобретаются навыки в парировании атак противника, в контратаках, умения нанести быстрые и точные сконцентрированные в точке атаки удары в уязвимые места.Однако наряду с техникой ведения боя голыми руками во всех школах и стилях каратэ широко распространена техника ведения поединков с оружием — кобудо. К оружию каратэ относятся: бо, дзё, сай, нунчаку, тонфа, кама, эку, текко, сурутин, тинбе и др.

Отличие каратэ от многих других восточных единоборств (айкидо, бандо, бванг, варма-калаи, вовинам-вьетводао, тхэквондо, ушу и др.) заключается прежде всего в низких мощных устойчивых стойках, жестких блоках, мгновенных переходах в контратаку с мощным ударом. В процессе тренировок в каратэ отрабатывается умение перехватывать инициативу, отвечая на атаку противника либо встречным ударом, либо блоком или уходом с линии атаки с обязательной последующей контратакой. При этом удар в каратэ наносится по кратчайшей траектории с максимальной быстротой, силой и концентрацией энергии в точке удара (кимэ).Как уже отмечалось, цель каратэ — это оборона, а не нападение. Поэтому все действия в каратэ начинаются с защиты. Но в этом скрывается и сущность каратэ, так как оборона здесь не является пассивной и сразу же после защиты, основанной на мгновенной реакции, следует немедленная контратака. Поэтому в каратэ учат не только самозащите, но и наиболее эффективному поражению слабых точек человеческого тела.

Каратэ — это боевое искусство, рационально использующее для самозащиты все, что доступно человеческому телу, а также некоторые виды оружия. Применение техники каратэ должно обеспечить максимальную эффективность на различной дистанции и в различных ситуациях: стоя, сидя, лежа, при нападении спереди, сзади или сбоку, с оружием, без оружия, с одним или несколькими противниками.Правильное использование техники каратэ предполагает соблюдение ряда принципов, таких, как кимэ(концентрация энергии в момент нанесения удара или постановки блока), дзёсин (непоколебимый дух), хара(соединение внутренней энергии с силой мышц тела), дачи (правильный выбор позиции) и др. Все это постигается путем длительных и упорных тренировок как в ката (формальных упражнениях), так и в кумитэ (поединках). При этом в зависимости от стиля и школы каратэ ката и кумитэ либо бывают сбалансированны, либо делается уклон в сторону одной из этих составляющих.

Понятие стиля в боевых искусствах относится к характеристике приемов, техники, а понятие школы — к целям и методам их реализации. В принципе, в границах какого-либо стиля могут существовать различные школы, а в пределах одной школы могут сосуществовать и развиваться многие стили. Однако на практике отдельный стиль становится, как правило, традицией данной школы и как бы характерной ее особенностью.В настоящее время известно несколько сотен стилей каратэ. И уже много лет идут споры о преимуществах и недостатках того или иного стиля.Дробление основ каратэ началось еще со времен его зарождения. Дело в том, что каратэ занимались разные люди, и каждый, кто достиг определенной ступени совершенства, привносил что-то новое, свое, в боевое искусство. Причина этого заложена в природе человека: одно и то же дело разные люди делают по-разному, приспосабливая под свои физические данные, свой характер, культуру, менталитет. Поэтому вполне закономерным было появление вначале вариаций, а затем и направлений в боевых искусствах. Так возникли, например, «мягкий» и «жесткий» варианты ведения поединка, техника боя, основанная на использования энергии нападающего и защищающего, и т.п.

Разные школы (стили) каратэ создавались людьми конкретного психофизического типа, конкретных способностей и личного опыта. Поэтому одни школы были более универсальны, другие — менее. Одни школы делали акцент на физическую силу и натиск, а другие — на скорость и ловкость и т.д. И на протяжении веков шло создание новых стилей и школ каратэ, каждая из них заявляла свои претензии на исключительность и абсолютную истинность.Уже в наши дни предпринимались попытки объединить некоторые школы каратэ, взяв из них наиболее ценное, смешивая элементы различных стилей. Эта тенденция стала возможной благодаря рассекречиванию техники и методик тренировок различных школ, объединению их в национальные и международные союзы, проведению соревнований по единым правилам, развитию информационной сети по обмену опытом, в том числе и по сети Интернет. Однако этому объединению все еще мешает яркая индивидуальность выдающихся мастеров каратэ, жесткая конкуренция при наборе учеников, невозможность создания универсального, на все случаи жизни, стиля, одинаково подходящего различным по полу, антропологическим данным, характеру, темпераменту людям.

Вообще же каратэ как боевое искусство развивается естественным путем, являясь действенным средством физического и духовного совершенствования для миллионов людей, занимающихся им, и жизненным путем лишь для некоторых. Каждый находит в каратэ то, что ищет, приспосабливая себя под каратэ и каратэ под себя.

 

ИСТОРИЯ КАРАТЕ

 

Когда родилось каратэ, не знает никто.
И вряд ли это когда-нибудь станет известно.
Фунакоши Гитин

 

О происхождении каратэ известно только из легенд. Так, по одной из легенд, создателем каратэ считается Бодхидхарма, основатель дзэн-буддизма, который в 520 г. н.э. перенес свою резиденцию из Индии в Китай, в монастырь Шаолинь, расположенный на склоне лесистой горы Шаоши в нескольких десятках километров от города Чжэнчжоу. Этот монастырь и стал центром его учения о Будде, а заодно и центром умственного и физического воспитания последователей этого учения.

В монастыре Шаолинь Бодхидхарма обучал своих учеников умению терпеть (выносливости), развивать силу, быстроту, ловкость, гибкость. Проводимые им тренировки основывались на принципе движений животных с элементами самозащиты и предположительно назывались «18 движений рук архата». Этими упражнениями укреплялась сила духа и тела, осуществлялась подготовка к испытаниям, каковыми являлись длительные сеансы медитации. Кроме того, эти упражнения служили средством защиты на дорогах за пределами монастыря. В дальнейшем методы физических тренировок Бодхидхармы развивались и совершенствовались и стали известны как боевое искусство монастыря Шаолинь.Впоследствии это боевое искусство вывезли в Японию, где оно смешалось с местными приемами борьбы жителей островов.

Документально подтвержденных исторических сведений о появлении каратэ в Японии не так уж много. Известно, что в XII в., когда самурайские дружины Тайра, разбитые в сражении при Дан-ноура (совр. Симоносэки) войсками Минамото, беспорядочно устремились на юг, многие переправились на Окинаву (крупнейший остров архипелага Рюкю, лежащий в 500 км от о. Кюсю, в 600 км от Тайваня и в 800 км от южно-китайского побережья) и там познакомили местных жителей со своим боевым искусством.

В 1392 г. в Наху, столицу острова, прибыла специальная миссия из 36 китайских колонистов (так называемые «36 принявших подданство»), имевших задание распространять среди местного населения начала знаний по мореплаванию, книгопечатанию и различным ремеслам. С 1392 г. китайская колония обосновалась в Кумэмуре, пригороде Нахи, а затем аналогичные поселения появились в городах Сюри и Томари. Именно от китайских колонистов, согласно одной из версий, местное население узнало о боевых искусствах Китая.

Существует и другая точка зрения, согласно которой каратэ не было перенято на Окинаве из китайского кулачного искусства, а зародилось и развивалось на Окинаве. Кое-кто считает, что каратэ — исконно окинавское воинское искусство, к которому китайское кэмпо очень немного прибавило. Конечно, с тех пор как на Окинаве поселились люди, легко себе представить, что там существовали какие-то виды рукопашного боя. Их в известном смысле тоже можно считать предками современного каратэ, но с такой версией древнего происхождения трудно согласиться. Уже то, что большинство терминов современного каратэ происходят от старокитайских, свидетельствует: определять каратэ как исконно окинавское бу-дзюцу — явное преувеличение.

Окинавское каратэ также заимствовано у китайского кулачного боя. Во-первых, у каждого народа существует та или иная доморощенная бойцовская техника. Но подобное явление древней Окинавы было бы необоснованным возводить в истоки каратэ, так как период, когда возникла социальная необходимость в боевой технике, должен быть рассматриваем как много более поздний. Во-вторых, среди названий ката (модели последовательности движений) в каратэ много китайщины, в то время как нарицательные окинавские названия ограничиваются называнием приемов владения оружия из систем кобудо (старинные боевые исукусства). В-третьих, среди ката, передаваемых в настоящее время от учителя к ученику, есть «ката Ваншу». Вансю (Ван Цзи) был в качестве посланца за ленной данью в 1683 г. на Рюкю. Опять же, был такой Куусянку (Гун Сянцзюнь) в 1756 г. на наших островах и существует «ката Кушанку»… Из разрозненных записок вытекает то, что Куусянку приехал на Рюкю, привезя с собой из Китая последователей и учеников мастерства бойцовой техники, содержание которой всех изумило. Если бы в это время существовала рюкюская «тэ», не было бы повода особенно прокламировать бойцовскую технику, как не было бы и такого удивления масс.

Одним из факторов развития окинавского каратэ явился проводившийся на острове политический курс на запрещение оружия. Первый запрет на оружие датируется 1429 г., когда король Сё Хаси объединил под своей эгидой три области Окинавы, именовавшиеся Хокусан, Нан-дзан и Тю-дзан и, желая пресечь попытки мятежа и укрепить централизованную власть, ввел запрет на ношение оружия для всех, кроме королевской дружины и высших феодалов. Народ оказался беззащитен перед произволом чиновников и солдат, а также разбойничьих шаек, скрывавшихся в лесистых горах острова, что, по мнению некоторых аналитиков, вынудило многих крестьян искать спасения в боевых искусствах.

В интересах усиления централизованной власти была устроена и охота за мечами местных правителей при короле Се Сине (1477 — 1536). Мастер Хигаонна Морио, основатель стиля Годзю-рю, в своих трудах по истории каратэ пишет: «После того, как король Се Син отнял у всех жителей острова права на ношение оружия, были созданы два стиля рукопашного боя. Один — в среде дворянства и назывался «тэ», другой развивался среди простого народа и назывался «рюкю кобудзюцу». Занимались им рыбаки, крестьяне, ремесленники, и отличался этот стиль использованием в качестве оружия простых инструментов, характерных для крестьянского труда. Тренировки энтузиастов, изучавших эти виды боевого искусства, проводились, как правило, ночью и тайно».

После того как в 1609 г. Окинава была захвачена властителем южно-японского княжества Сацума Симадзу Иэхиса и стала частью Японской империи, запрещение оружия было введено для контроля над мятежами населения Окинавы против новой власти, которые возникали из-за грабительских налогов и поборов оккупантов. До массового восстания дело не дошло, но отдельные столкновения с самураями возникали довольно часто.В связи с этим существует версия о том, что население Окинавы стало объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны, в которых изучались приемы борьбы голыми руками и с хозяйственными инструментами вместо «настоящего» оружия. Так, еще с начала XVII в. известно имя непобедимого бойца Яра из деревни Тятан, который столь упорно боролся с японцами, что стал своего рода национальным героем. Сын деревенского старосты, он в возрасте 12 лет был отправлен в китайский портовый город Фучжоу (провинция Фуцзянь) учиться торговому делу. В течение 20 лет Яра, помимо торговли, досконально изучил искусство китайского кулачного боя цюань-шу и, вернувшись на Окинаву в родное селенье, открыл там школу боевых искусств, где обучал сородичей борьбе голыми руками.

Лишенные возможности на равных, т.е. с оружием в руках, сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием ноги и руки, отрабатывая удары на специальных устройствах «макивара» и многократно повторяя специальные упражнения «ката», позволяющие освоить технику рукопашного боя без помощи партнера.

Результатом такой работы было достижение высочайшего технического уровня и ошеломляющей силы ударов. Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, шанс на победу был невелик, и его нужно было вырвать любой ценой. Остаться в живых можно было только опередив противника и убив его одним ударом. Именно тогда и появился на свет лозунг «Иккэн хиссацу» — «Одним ударом — наповал». Благодаря упорной тренировке окинавцы научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, кончиками пальцев протыкать тела своих врагов.

Наряду с этим появилось боевое искусство, в основе которого была заложена техника владения разного рода оружием. В качестве оружия использовались орудия крестьянского или рыбацкого труда: шест (бо) применялся для проводки лодок в мангровых зарослях; трезубец (сай) использовался для разрыхления почвы при посадке риса; нунчаку (малый цеп) применялся для вымолота риса; весло (эку) использовалось как для гребли, так и в качестве руля; тонфа (рычаги для мельничных жерновов вращения) использовались для вымолота муки; серп (кама) в зависимости от длины использовался для сбора плодов папайи или риса; рукоятки (текко) использовались для облегчения управления лошадью, запряженной в повозку; щит (тинбе) использовался в качестве корзины для переноски овощей и в поле для защиты от солнца; и др. Исходя из этого факта многие авторы считают, что каратэ развивалось исключительно простыми людьми.

По мнению других авторов, каратэ развивалось благодаря усилиям высшей прослойки и военачальников самодержца Рюкю. «Допуская секретное обучение каратэ, мы отрицаем принадлежность его в первую очередь простолюдинам. Люди, принадлежавшие к воинскому сословию и военному чиновничеству королевского дома, служили исключительно безопасности системы централизованного правления. Более того, это время ни в классовом смысле, ни по уровню менталитета не было эпохой повсеместного каратэ до такой степени, что оно было преподаваемо простому народу.

Как бы то ни было, но несколько десятилетий подготовка мастеров боевых искусств на Окинаве протекала в обстановке строжайшей секретности. От того времени не осталось ни имен наставников, ни названий школ. Первые относительно подробные сведения об окинавском каратэ-до появились лишь в середине XVIII в.Известно, что в середине XVIII в. Сокутава (1733- 1815), проживший несколько лет в Китае и занимавшийся там шаолиньским цюань-шу, а также бо-дзюцу, вернулся на родину и основал в городе Сюри частную школу Каратэ-до Сокугава. То был первый случай употребления в названии школы слова каратэ.

Создание самого первого стиля каратэ связано с именем Мацумура Сокон (1792-1896), по прозвищу Мухениде. Как правительственный чиновник он в 1830 г. был командирован в Китай со специальным заданием усовершенствовать свои знания в воинских искусствах. После долгого обучения у мастеров Шаолиня Мацумура Сокон систематизировал свои знания, создав школу Шоринрю (японская транскритщия Шаолинь). Сам Мацумура был удостоен звания Верховного наставника воинских искусств острова Окинава. Он пропагандировал жесткое, силовое каратэ-до в классической старошаолиньской манере, обращая особое внимание на быстроту, резкость, силу и четкое знание базовой техники.

В конце ХIХ и начале XX в. среди мастеров окинавского каратэ наиболее авторитетными были Хигаонна Канрё (1853-1915), Асато Анко (1827- 1906), Итошу Ясуцунэ (1830- 1915) и Мотобу Тёки (1871 -1944). Ученики этих мастеров и стали основоположниками наиболее известных школ японского каратэ, как стали называть окинавский вид боевого искусства в Японии.

Вообще до XX в. слово каратэ на Окинаве писалось двумя иероглифами: «кара», что буквально означает «Китай периода правления династии Тан», но иногда употребляется в расширительном смысле для передачи понятия «Великий Китай», и «тэ» — «рука». Современный мастер искусства каратэ Фунакоши Гитин (1868- 1957) изменил иероглифы так, что они стали означать «пустая рука». Сам мастер по этому поводу так писал в своих «Наставлениях по каратэ» («Каратэ-до кёхан»): «По традиции и сам я в прошлом пользовался иероглифом «кара» («Китай»). Однако из-за того, что люди путают каратэ с китайским кэмпо, а также в силу того, что окинавские воинские искусства теперь могут считаться общеяпонскими, было бы неправильно и даже в некотором смысле унизительно продолжать использовать в названии каратэ иероглиф «Китай». А потому, вопреки множеству протестов, мы отказались от старого иероглифа и заменили его на новый — «пустота». Заодно тем же путем были исправлены названия многих комплексов формальных упражнений ката, связанных с именами китайских мастеров».

Фунакоши Гитин был учеником Асато Анко и Итошу Ясуцунэ, которые, в свою очередь, учились у небезызвестного Мацумура Сокона. Асато и Итошу помогли Фунакоши пройти основательную школу поединка практически у всех известных мастеров каратэ, живших в то время на Окинаве.

Проанализировав различные методы ведения боя, исключив из них не очень убедительные и сохранив те, которые казались ему наиболее эффективными, Фунакоши Гитин создал собственный стиль. В 1922 г. Фунакоши Гитин, который был тогда профессором в учительском колледже на Окинаве, по приглашению Министерства образования выступил в Токио с лекциями и продемонстрировал приемы каратэ на выставке традиционных видов борьбы. Успех был необычайным, и Фунакоши провел остаток жизни, занимаясь обучением искусству каратэ по всей Японии.

Фунакоши Гитин, основатель современного каратэ, умер в 1957 г., оставив после себя тысячи последователей, которые разъехались по всему миру, создавая собственные школы и знакомя всех интересующихся с каратэ.

Говоря об истории развития каратэ, необходимо заметить, что до Второй мировой войны в Японии существовали четыре крупнейших стиля каратэ-до: Годзю-рю, Сито-рю, Шотокан и Вадо-рю. Впоследствии эти стили послужили основой для создания множества других школ и направлений. Например, в стиле Годзю-рю ученики Т. Мияги (создателя стиля) образовали Годзю-кай, Таишу-кай и Учи-кай. Ученики К.Мабуни (основателя стиля Сито-рю) создали Сито-кай, Сюко-кай, Санкю-кай, Итошу-кай, Кенкю-кай, Сэйсин-кай и др. Направления в Шотокан: Шото-кай, Тидо-кай, Ниппон каратэ кёкай и др. В Вадо-рю — Вадо-кай и др.

После Второй мировой войны и последующих нескольких лет американской оккупации Японии в стране уже существовало около десятка постоянно соперничавших между собой ассоциаций каратэ-до. Накануне проведения в Токио Олимпийских игр 1964 г. представители ряда ассоциаций предложили провести во время Игр показательные выступления в Центре боевых искусств — Будокан. Это помогло нескольким ассоциациям найти общий язык между собой и объединиться. Так, в 1964 г. возникла Всеяпонская Федерация каратэ-до — Дзэн Нихон Каратэ-до Рэммэй, объединившая большинство стилей и школ. В составе этой Федерации различные стилевые группы продолжали существовать автономно и проводить свои ежегодные стилевые чемпионаты страны. С конца 1950-х гг., когда сведения о каратэ-до достигли Америки, Европы и других континентов, появились миллионы его поклонников практически во всех странах мира. В большинстве этих стран были созданы национальные федерации. В 1968 г. была создана Всеевропейская Федерация каратэ-до, в 1969 г. — Международный союз организаций каратэ-до (WUKO), а в 1970 г. проведен I Чемпионат мира по каратэ-до.

В настоящее время в Америке базируются не менее четырех международных организаций каратэ, а в Японии — не менее шести, каждая из них объединяет в своих рядах представителей как одного, так и нескольких стилей, большинство из которых появилось после Второй мировой войны, причем не только в Японии, но и в США, на Гавайях и в некоторых других странах.